Правила конкуренции среди микроорганизмов.

                                

Разбираем мир микробиологии по кусочкам


Правила конкуренции среди микроорганизмов.

В природе, микроорганизмы проживают в сообществах, где разные виды взаимодействуют друг с другом. Изучение этих взаимодействий становится все более популярным направлением исследований в последние десятилетия. Обычно такие связи представлены в виде сетей, где виды организмов показаны узлами (на схеме обозначены кругами), а контакты между этими видами – линиями.

Сети микробных взаимодействий могут иметь разные формы. Слева: изображение взаимодействий “ключевых видов”, которые будут расположены в центре сети. По центру: виды, представляющие собой узлы, которые связывают части сети. Справа: изображение более однородной сети со всеми видами, которые взаимодействуют друг с другом. Источник изображения: Das, Pereira et al. (2017). Scientific Reports 7, 1-9. https://doi.org/10.1038/s41598-017-15510-6 e http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Один из ключевых вопросов, возникающий при изучении сетей микробных взаимодействий, состоит в следующем: какой же вид взаимоотношений существует между микроорганизмами: сотрудничество или конкуренция?

Примеры сотрудничества между микроорганизмами. Источник изображения: Victor Mataigne

Ученые, изучающие микробные сообщества, наблюдали оба типа коммуникации. Сотрудничество, к примеру, может принимать разные формы. Одна из таких форм имеет название перекрестное кормление. В процессе перекрестного кормления, микроб одного вида выделяет вещества – “отходы”, которые становятся питательными веществами для другого микроба. Другой пример – формирование биопленки. Микробы производят своего рода слизь, которая защищает клетки от хищников и внешних воздействий. Конкуренция между микроорганизмами подразумевает “борьбу” за питательные вещества между двумя (или более) видам организмов. 

В своем исследовании, Фостер и Белл попытались дать объяснение выше поставленному вопросу. Ученые провели эксперимент на тех видах микроорганизмов, которые с легкостью можно вырастить в лабораторных условиях, так как только небольшая часть известных науке микроорганизмов может быть выращена в лаборатории с помощью современных технологий (чтобы узнать об этом больше, читайте здесь и здесь). 

Исследователи изолировали бактерии с буковых деревьев, а именно из тех мест, где наблюдалось естественное скопление дождевой воды, служащее идеальным местом для развития бактерий. Они провели два отдельных эксперимента (один с 72 видами бактерий (Эксперимент 1), и другой с 32 видами бактерий (Эксперимент 2)), и для каждого из них ученые измерили биологическую активность микробных сообществ. В конце первого эксперимента была получена смесь из 683 разных организмов, и в конце второго эксперимента – смесь из 480 организмов (включая монокультуры, где каждый вид бактерии был культивирован отдельно для сравнения с многовидовыми культурами). Затем, они оценили биологическую продуктивность сообществ при помощи измерения количества выделяемого углекислого газа: чем больше количество CO2, тем более “продуктивно” сообщество.

Бук со скоплением дождевой воды в стволе. Источник изображения: Wikicommons

Ученые обнаружили, что в обоих экспериментах подавляющее большинство взаимодействий между видами организмов было конкурентным. Незначительное количество было кооперативным, и было связано лишь с небольшим увеличением производительности. Кроме того, такие товарищеские отношения в большинстве случаев были выгодны только одному организму и редко были взаимовыгодными. Сообщества, состоящие из разнообразных видов, демонстрируют более успешную работу, чем сообщества, состоящие из монокультур. Это говорит о том, что конкуренция между разными видами слабее, чем конкуренция между особями одного и того же вида. Авторы не смогли найти никаких доказательств, подтверждающих присутствие взаимовыгодных отношений в сообществах с двумя и более видами (в исследованиях микробных сообществ, такие взаимодействия называются “взаимодействия более высокого порядка”).

Анализ взаимодействий микроорганизмов на основе их биологической продуктивности. Источник изображения: статья авторов Фостер и Белл (2012)

На основе данных, взятых из сообществ только с одним видом бактерий, предполагается, что взаимодействие между организмами возрастает, если в эту смесь будут добавлены другие виды организмов (обозначено красной линией на графике ниже). Однако, во время экспериментов исследователи не увидели увеличения продуктивности, что привело к выводу об отсутствии сотрудничества между различными видами (черная линия на графике ниже).

Результаты эксперимента достаточно необычны, поскольку может показаться, что бактерии, обитающие в природе, будут больше заинтересованы в отношениях сотрудничества, чем конкуренции. Почему же тогда ученые не нашли бóльшее количество положительных взаимодействий между бактериями? Фостер и Белл выдвинули два аргумента. Во-первых, существующая конкуренции за питательные ресурсы может заставить микроорганизмы начать борьбу за крайне специфичный компонент рациона. Во-вторых, микробные экосистемы дикой природы сильно отличаются от экосистем животных или растений с точки зрения влияния внешних температур, давления, количества доступного солнечного света и так далее. Такие неоднородные и непостоянные условия могут не давать возможность бактериям продемонстрировать кооперативные отношения.

Фостер и Белл пришли к выводу, что бактерии не будут вступать в сотрудничество с другими бактериями (то есть инвестировать свои ресурсы и, потенциально, испытывать значительные затраты), если это взаимодействие будет мимолетным и ненадежным. Это может объяснить преобладание конкурентных отношений в природе. Конечно же микробиологи будут проводить больше исследований для подтверждение этих результатов, а также будут наблюдать за поведением бактериальных сообществ за пределами лабораторной среды.


Foster, K. R., & Bell, T. (2012). Competition, not cooperation, dominates interactions among culturable microbial species. Current biology22(19), 1845-1850.

Featured image: Alice van Helden (personal work, 19-08-2021), with kind permission from the author.

Перевод был сделан Марией Мартыновой